Крещение Руси. О празднике в России и князе Владимире

27 июля 2012 года

Князь ВладимирКрещение Руси… Говоря эти слова, представляются наши далекие предки – жители Древней Руси, которые, под предводительством князя Владимира, крестясь, погружаются в рубахах в воду и крестят своих малых ребятишек. Что ж, в сущности, это так и было. Однако Крещение нашей Отчизны в свое время носило не только духовный, но и чисто политический характер.

Точная дата этого поистине великого события неизвестна, но законодателем в качестве памятного дня было выбрано 28 июля. Из «Повести временных лет» монаха Нестора мы узнаем, что произошло Крещение в 988 году. Однако можно ли сказать, что крестилась вся страна, все племенные союзы, входившие в состав Древнерусского государства?.. Согласитесь, вряд ли. Что нам доподлинно известно – примерно в это время крестился князь Владимир и его дружина, а каменных и деревянных идолов прежних божеств под страхом смертной казни заставляли сбрасывать в реку и бить палками. Говоря с исторической точки зрения, весьма небольшое количество народа было готово отказаться от всех тех, кому они до сих пор поклонялись и кому приносили жертвы в капищах. Как верили люди, их жизнь, а также урожаи (жизненно важные в эпоху натурального хозяйства) зависели от настроений Рода, Стрибога, Макоши, Ярила, Перуна, Велеса и других божков, статуям которых поклонялись, и которых приходилось постоянно задабривать, отдавая им в качестве жертв скот, пищу, а, по некоторым данным, даже и младенцев.

Как выражаются некоторые историки, «огнем и мечом» крестили Землю Русскую, и одни эти слова ярко отражают политический подтекст принятия христианства. Процесс христианизации растянулся на долгие века, при этом сознание абсолютного большинства неофитов оставалось языческим. В связи с этим Православная Церковь прибегала иногда к соединению культов языческих божеств и культов святых. Именно поэтому праздник Ивана Купалы совпадает с рождеством Иоанна Предтечи, а день Ильи Пророка – с днём бога грозы Перуна. Кроме того, было широко распространено наречение младенца сразу двумя именами – христианским, в соответствии со святцами, и языческим, с которым он шел по жизни. Так и князь Владимир, которому принадлежала инициатива Крещения Руси, впоследствии названный Святым, перешел в христианство под именем Василия.

Однако до того, как князь стал православным христианином, он вел такой образ жизни, что сложно было представить, как может таинство Крещения столь радикально изменить человека. Поговорим же теперь немного о нём. Владимир Святославич происходил из княжеского рода Рюриковичей. Тем не менее, будучи сыном князя Святослава Игоревича и одной из его наложниц Малуши (у состоятельных древних славян до 988 года многоженство было обычным делом), он не мог рассчитывать на киевский престол. Победив хитростью своего брата Ярополка, правившего в течение восьми лет после смерти отца, Владимир сумел-таки «сесть в Киеве», который называли «матерью русских городов». Владимир был выдающимся политиком, расширившим территорию Древней Руси. Немногие знают, что Крещению Руси предшествовала религиозная реформа – в 980 году князь создал пантеон языческих богов, главным из которых был назначен Перун. Однако божества, более почитаемые полянами (бывшими ядром складывания русской нации) и легализованные Владимиром в качестве «правильных», все же остались без внимания представителей других племенных союзов.

Тогда в 988 году князь Владимир стал перед серьезным выбором – выбором веры не только для себя, но и для своего Отечества. Согласно легенде, содержащейся в той же «Повести временных лет», в Киев были приглашены иудейский раввин, мусульманский имам и христианский батюшка. Владимир категорически отверг ислам по причине запрета на употребление алкоголя, сказав, по преданию, такую фразу: «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не бытии»; иудаизм не принял по причине отсутствия у евреев собственной территории и разбросанности их по всему миру. Таким образом, выбор был остановлен на христианстве. И отправил князь гонцов в разные стороны света; по их возвращении на общем совете было решено, что греческая (византийская, т.е. Православная) вера – самая лучшая, а обряды и храмы Византии – самые красивые. К тому же, православной христианкой была бабушка Владимира – княгиня Ольга, крестником которой стал в 957 года в Константинополе сам император Константин Багрянородный.

Так, принятие христианства по византийскому образцу упрочило связи Руси с Константинополем, бывшим преемником великого Рима. Кроме того, не только Крещение способствовало укреплению межгосударственных отношений; Владимир решил скрепить этот международный союз династическим браком, запросив как бы в качестве платы за принятие греческой веры сестру византийского императора Анну. В результате долгих уговоров византийский властелин согласился. Но почему, спросите вы, император Константин не считал неофита Владимира привлекательной кандидатурой для своей венценосной родственницы?

Именно здесь стоит сказать о «темном прошлом» Владимира Красного Солнышка, как его прозвали в народе. Прежде, чем киевский князь взял в жены византийскую принцессу, он расстался со своей первой женой – Рогнедой Полоцкой, или, как ее звали люди – Гориславой (ибо девушку всегда видели плачущей). Рогнеда, дочь полоцкого князя, в юные годы была объявлена невестой Ярополка Святославича – брата Владимира. Будущему князю-крестителю же она отказала во взаимности, посчитав себя выше брака с сыном рабыни. Разгневанный Владимир насильно захватил её в жены, а когда она попыталась вернуться к родителям, тот убил её отца и двух братьев, бывших помехой на пути к их совместной жизни. В их браке, отнюдь не счастливом, родилось четверо сыновей, один из которых стал впоследствии известен как Ярослав Мудрый, а период его правления считается и по сей день наивысшим расцветом Древнерусского государства.

Вот и побоялись византийские императоры-соправители Василий и Константин отдавать свою сестру за человека, слывшего варваром. Однако и личные цели преследовал Владимир: он хотел укрепить свой великокняжеский авторитет, ведь в случае принятия монотеистической религии четко прорисовывалась параллель: единый Бог – единый князь – единое государство. Кроме того, помимо всех социально-экономических и, безусловно, чисто политических предпосылок, которые можно объединить под формулировкой «прагматические соображения», князь Владимир хотел… очистить свою душу. Его отягощал груз прошлых ошибок, грехов, как теперь это называлось по-христиански. Ведь именно с греческого языка грех переводится как «промах», «провинность». А уже летом 987 года, как на то указывают исторические источники, Владимир со своей дружиной в городе Корсунь Крещение Руси(ныне – Херсонес Таврический) принял «едино Крещение во оставление грехов». Наречен был Василием, в честь правителя Византии Василия II. Таким образом, с 988 года на Руси было положено начало иконописи и строительству храмов, а сам Владимир, кардинально изменившись, правил еще 27 лет после этого великого события, уже православным христианином.

Итак, для историков Крещение Руси – мудрый политический ход, для искусствоведов – прорыв в развитии древнерусской культуры… А для нас, христиан – это памятная дата, которая выпадает на 28 июля, и, хотя не считается выходным днем, должна быть «красной» в нашем календаре, в нашей жизни, ведь Крещение Руси спасло миллионы душ наших предков и осветило жизненный путь людей, освятило их души… Освящает и наши, по сей день. Слава Богу за всё!

No comments yet.

Напишите комментарий: