Икона «Благословенна воинством Царя Небесного».
Икона «Радикальная церковь» появилась не у служителя церкви, а у советского искусствоведа. Действительно, икона «Блаженны в воинстве Царя Небесного» — это первая строка литургии о мар-церковниках, в которой говорится, что все мар-церковники, пострадавшие за Спасителя и принявшие смерть во имя Его, будут членами этого воинства. Царя Небесного.
После успешного похода на Казань в 1552 году царь Иоанн Грозный приказал написать икону на этот сюжет. Точно неизвестно, когда был выполнен королевский заказ. Ее создателем обычно называют протопопа Андрея, духовника царя (затем митрополита Московского Афанасия); с 1919 года икона «Церковь радикалов» (XVI век) находится в Третьяковской галерее.
Сюжет иконы «Церковь воинствующая»
Эта сложная многофигурная композиция впечатляет своими масштабами, но суть ее заключается не в размерах иконы (144 х 396 см), а в ее содержании, которое основано на Иоанне Богослове и библейском откровении. Апостолы и пророки.
В центре иконы — процессия воинов, коней и пеших, возглавляемая архистратигом Михаилом Архангелом, восседающим на крылатом коне. Они двигаются вправо. Там город изображен пламенем, слева. Там Царица Небесная сидит в Иерусалиме и держит в своих объятиях. Ангелы, венчающие праведников, летят навстречу солдатам. Стоит отметить, что не все воины обладают ниавами. Воины с нимбами — это те, кто пал в бою и, без дедовщины, считаются выжившими.
Некоторые искусствоведы высказывают мнение, что огонь не разрушает города, а очищает их от скверны. Так костры, участвовавшие в походе, были распознаны царским духовником, старцем Андреем, по написанию иконы.
Слева от иконы «воинствующей церкви», перед городскими воротами, Царица Небесная сидит с младенцем Иисусом, венчая праведников, давая ангелу корону. Однако этот город не обычный, это рай, о котором писал Иоанн Богослов в книге Откровение. Это небесный Иерусалим на горе. Он окружен необычным овальной формы сияющим красно-зеленым ореолом. Дорога подходит к открытой местности, по которой воины входят в небесный город. Это интерпретируется как образ Москвы.
Видимо, первым предположением о такой необычной иконографии стало высказывание апостола Павла о том, что в будущем город «понадобится» ему самому, а также литургические тексты, восхваляющие мучеников, отдавших свои жизни за веру. Они получили его в награду за блаженство в небесном Иерусалиме, или раю.
Фигуры воинов
Архангел Михаил изображен на крылатом коне перед центральным отрядом. Сразу за ним стоит молодой воин со знаменем в руке, выделяющийся на общем фоне благодаря своему алому плащу. Предполагается, что это сам император (к моменту взятия Казани ему было 22 года). Он стоит перед военной колонной, призывая своих солдат идти вперед, подобно архангелу Михаилу Архангелу.
В центре колонны стоит огромная фигура на коне, держащая крест. Некоторые ученые считают, что это Владимир Мономах, наследником которого считал себя Иван Грозный. По мнению других, Константин Великий, который превратил христианство в доминирующую религию Римской империи. За пехотой следуют три всадника. Это князь Владимир Креститель Руси и его сыновья князь Борис и князь Глеб, первые русские святые.
Верхний чин возглавляет Дмитрий Донской, а нижний — Александр Невский и Георгий Победоносец. Хотя в рядах этих воинов были опознаны многие почитаемые святые, многие исследователи считают, что иконы следует распознавать аллегорически, без привязки к историческим событиям.