Икона «Сошествие Христа во ад».
Каждый год, после Пасхи и в течение всей светлой недели на Анаро в каждом храме появляется слон, спускающийся в ад. Подвиг, совершенный Спасителем, имеет огромное значение для христианской веры и всего человечества. В конце концов, он искупил человеческие грехи, включая грехи тех, кто долгое время покоился в его проповеди.
Икона рассказывает о том, как Христос сошел в ад, чтобы спасти их от грехов, которые там появились. Этот подвиг, совершенный перед Его воскресением, свидетельствует о Его неизреченной благости и милосердии. В конце концов, Спаситель отправляется в Подземное царство, чтобы проповедовать там и спасти Адама и Еву, ветхозаветных праведников и основателей человечества.
Как мы знаем, именно первородный грех определяет изначальную греховную природу людей сегодня. Но Христос спасает Адама и Еву, искупая грехи этих людей и давая каждому надежду на спасение.
Евангельские тексты не объясняют процесс путешествия в подземное царство как таковой. Подробное объяснение содержится во внешнем Евангелии от Никодима. Кстати, именно поэтому долгое время сюжет написания иконы Воскресения совмещался с сюжетом схождения.
Сюжет иконы «Сошествие Христа в ад»
Макет разрабатывался постепенно, и изображения могут отличаться, но могут ясно говорить об установленном каноне православия. Одна из первых древнерусских икон сошествия Христа во ад принадлежит творчеству иконописцев Дионисия и Андрея Рублевых. Когда Христос появляется с распростертыми руками в центре изображения, стандартная интрига настигает их.
Известен также характерный ренессансный образ, где Спаситель несет ветхозаветное правосудие (в основном используется в католическом христианстве). Есть икона, на которой Христос идет навстречу Адаму. Адам символически говорит об освобождении обитателей ада.
Остановимся подробнее на сюжете, характерном для православного христианства. В центральной части Христос в сияющих одеждах изображен на поле голубого цвета, означающего благословения небес. В этой области также присутствуют серафимы и херувимы (ангельские чины) в золотых бликах, ангелы, освящающие тьму ада.
Символически изображены разбитые ворота ада, в которых лежат разрушенные плотики. Небеса вторглись в Ад и остаются неуправляемыми, тьма не может поглотить их, а препятствия не прекращаются.
Поэтому в центре иконы сошествие Христа в ад — это сам Спаситель, который ожидает своего прихода. Фронтальный вид Адама и Евы с обеих сторон. В большинстве случаев Христос оскорбляет Адама своей кистью, а Ева смиренно спешит к нему и ждет, когда он обратит на нее внимание. Кроме того, здесь много разнообразных людей, но их состав может быть разным.
Тем не менее, почти всегда изображены святые, ожидающие Спасителя, когда Он снова откроет путь на небо. Например, вот Иоанн Креститель, каким его недавно видели на земле, но есть и другие, которые ждут большего. Цари Давид и Соломон изображены с нимбом.
Это подчеркивает особое значение сошествия Христа в иконический ад для его подвигов. Ведь если бы не он, святым пришлось бы уйти без рая. Поэтому икона имеет очень высокую ценность и особо почитается в православном каноне.
В верхней части иконы ангелы, поддерживающие крест, символизируют не только спасение, но и Церковь. Конечно, особое внимание этому образу уделяют во время празднования Пасхи, но молитва перед ним почти всегда полезна для верующих. Эта интрига в ясной форме передает важнейшие основы православной веры, а также напоминает людям о вечном милосердии Господа.
Важность иконы «сошествия в ад» заключается в том, что она является вечным напоминанием для тех, кто достиг последствий того времени — теперь путь в рай открыт.
Господь предлагает спасение всем, поэтому каждый может выбрать путь к воскресению из мертвых.
Молитвы
Тропарь Воскресению Христову, глас 5
Христос воскрес из мертвых, /
Смерть исправляется смертью, /
И Фо дает живот плоти.
Молитва Святой Пасхе
О, святейший и величайший свет Христа, сияющий во всем мире ярче, чем солнце Твоего воскресения! В этот светлый и славный спасительный сон Святой Паски радуются все ангелы на небе, радуется вся тварь, радуется земля, и всякое дыхание славит Тебя, своего Творца. Сегодня открылись врата Рая, и я, умерший, был выпущен в ад твоим спуском. Теперь все наполнено светом. Небеса — это земля и подземный мир. Пусть ваш свет достигнет наших темных душ и сердец. Пусть она осветит ночь греха, которая там существует, и пусть она сияет светом истины и чистоты, как новые творения вокруг вас в светлые дни вашего воскресения. Поэтому мы, просвещенные Тобой, подобно жениху, выходим к Тебе из могилы и предстаем перед Тобой. И как в этот славнейший день Ты радовалась явлению Твоего святого девства, утром до Твоего гроба из мира, так и теперь просвети ночь наших глубочайших страстей и озари нас утром спокойствия и чистоты. Смотрим на тебя глазами краснее солнца жениха и слышим твой желанный голос: радуйся! И пусть мы, вкусившие божественную радость святой пасхи здесь, на земле, присоединимся к Тебе в Твоей вечной и великой пасхе на небесах в безвечерние дни Твоего Царства. Сладость тех, кто видит Твое лицо, невыразимая нежность. Вы — настоящий свет, просвещающий и освещающий всех. Христос — Бог наш, и Тебе слава вовеки. Аминь.