Икона «Вход Господень в Иерусалим
В обширной христианской иконографии икона «Вход Господень в Иерусалим» занимает особое место. Это чудесное событие описано в Евангелиях, и величайшие иконописцы всех времен старались как можно точнее передать его символику и благородный характер.
Значение события, которое изображает икона
Входу Господа в Иерусалим предшествует ряд трагических событий, которые привели к распятию Иисуса Христа. Поскольку это был, вероятно, последний светлый момент в Его земной жизни, иконы описывают его как яркое и торжественное событие.
К этому времени множество людей стекалось в Иерусалим, чтобы отпраздновать иудейскую Пасху. Иудея времен Иисуса находилась под римским гнетом; в стране постоянно происходили эксцессы, вспыхивали восстания против власти римлян, а сами евреи страстно ожидали прихода Мессии, который станет их царем и освободит их от римской власти.
Имя Иисуса, к которому прислушивались тысячи людей, приобрело широкую известность и пользовалось огромным авторитетом. Более того, он принадлежал к роду Давида, из которого, как говорили ветхозаветные пророки, должен прийти Мессия — избавление евреев. Пророчества о пришествии Мессии содержатся во многих местах Ветхого Завета.
Поэтому он с большой суровостью встретил единственного. Одетый в элегантную одежду, он является символом победы и радости, и по традиции держит в руках пальмовую ветвь, которой приветствует полководца и короля. На многих иконах входа Господа в Иерусалим дети изображены под одеждой под ногами Его осла. Это еще один обычай, особенно в строго торжественных случаях.
Представляя вход в Иерусалим, иконы в деталях должны быть объяснены в пророчестве. Например, в пророчестве Захарии о Мессии говорится, что он будет «кротким и сидящим на осле» (Заф. 9, 9). Появление Иисуса поистине вдохновляет своей кротостью — в нем нет ничего от горделивой жалобы на Царство и от самого осла вместо коня, на которого он должен сесть.
Описание иконы «Вход Господень в Иерусалим»
В центре иконы изображен Иисус, сидящий боком на белом осле. Слегка наклонив голову, он благословляет детей, расстилающих одежду на земле по пути своего следования. Слева от иконы изображены апостолы, следующие за Спасителем. На их лицах неспокойно, они о чем-то спорят, очевидно, их удивляет и даже ужасает такое насильственное поклонение.
Справа изображена толпа жителей Иерусалима в праздничных одеждах, встречающих Спасителя с пальмовыми ветвями, а за ними ярко раскрашенные городские стены и здания, что еще больше подчеркивает атмосферу праздника.
Неверующие постоянно задавали вопросы. Если Иисуса так бурно приветствовали при входе в Иерусалим, то через несколько дней та же толпа могла потребовать от прокуратора Понтия Пилата: «Одумайся!».
Это, очевидно, можно объяснить следующим образом. Иудеи ожидали земного царя, Мессию, который спасет народ от власти Рима. Иисус видел Свою миссию совсем по-другому. Чтобы открыть истину Божью не только своему народу, но и всем людям мира, и стать для них жертвой за грех.
Спаситель всегда проповедовал о небесах, а не о земном царстве. Когда люди оказались обманутыми в своих надеждах, он предал Спасителя на мучительную смерть.
О чем молиться перед иконой «Вход Господень в Иерусалим»
Вход в Иерусалим означал для Спасителя конец Его земной жизни, и Он знал это. Поэтому молитва должна быть благодарна за то, что Он принес Себя в жертву во имя спасения всех людей, выдержав череду страданий и показав Своим последователям победу Духа над плотью.