Православные картины: особенности, техника и фотографии

Как расписывают храмы?

Украшение и орнаментация храмов с помощью живописных изображений уходит корнями во времена царя Соломона и ветхозаветной скинии, которая, по божественному указу, была украшена богатыми изображениями пальм, плодов и херувимов. В древней книге Хроник (летописей) говорится, что

Дом, который будет построен для Господа, должен быть очень величественным, для славы и украшения перед всей землей (Хроники . 22:5)

Истоки и последователи храмовой росписи

Изображение храма

Фото: Blagoslovenie. su

Первые изображения христианских церквей появились во II веке. В Месопотамии, например, фрески сохранились на стенах крестильных камер. Верующие приносили в храм символические предметы, которые, конечно, не могли храниться там долго. Например, виноградная лоза символизирует причастие и жертвенную кровь Христа. Крест — это символ искупительной смерти Спасителя. Якорь — это знак надежды и твердое убежище.

Однако, несмотря на то, что каждый из них имеет смысл и значение в поклонении, невозможно разместить все эти предметы в храме. Поэтому вместо того, чтобы приносить предметы с собой, они стали рисовать их на стенах храма, чтобы они всегда были на виду у поклоняющихся. Так появляются храмовые росписи. Однако, поскольку площадь стены не безгранична, возникла проблема выбора из огромного количества наиболее характерных, показательных и душевных евангельских историй.

Есть три области для рисования

  1. Входная зона — крестильная тема, тема
  2. Зона ниши — Евхаристия, и
  3. Заглавные буквы — Небесные сцены и аллегории.

Каждая зона может быть украшена цветами и цветочными орнаментами, а также изображениями.

Принципы храмовой росписи

Храм Валаама

Фото: Flickr. com.

Позже, в византийский период, когда появилось христианство и идолопоклонство было побеждено, существовало два правила для храмовых росписей: изображения должны были быть узнаваемыми, и они должны были быть в узнаваемой форме.

  1. Изображение должно быть узнаваемым и идентичным прототипу. Кроме того, на иконы стали наносить надписи, указывающие, кого прославила икона. Таким образом, поклоняющийся мог обратиться не только к конкретному образу, но и к его прообразу, который мог предложить ему помощь и поддержку. Происходила реальная встреча, диалог между молящимся и небесной силой.
  2. Изображение должно быть размещено в определенном и соответствующем иерархическом месте, где его смогут найти все прихожане. И где бы он ее ни искал — в кафедральном соборе или в деревенской церкви. Иисус Христос всегда стоит на первом месте, затем Богородица. Этот орден был создан в 9 веке и перешел из Византии на Русь.

Заслуживают внимания принципы, разработанные при византийском патриархе Фотии, поскольку принцип храмовой росписи был добавлен к литургическим чинам. Система аппаратов для росписи храмов была названа программой росписи. Условия строительной программы зависели от важности и значения богослужения и литургического строительства. Таким образом, возникли четыре иконографических сюжета

  1. История — когда сюжеты Ветхого и Нового Заветов располагались хронологически.
  2. Литургия — соблюдалась последовательность литургических и календарных логических сюжетов.
  3. Евхаристия — центр располагался в апсиде алтаря.
  4. Иерархия — семантический центр находился в куполе храма.

Несмотря на этот строгий порядок, непоколебимое следование принципу иерархии, каждый храм в своей росписи совершенно уникален. Иконописцы могут принимать творческие решения, не нарушающие канона и единой композиции архитектурно-художественного плана храмовых фресок.

Зоны росписи

В некоторых частях храма есть несколько зон росписи. Таким образом, в центральной части храма есть три зоны.

  1. Верхняя зона (купол и свод верхнего слоя).
  2. Средняя зона (верхний уровень стен и парусов).
  3. Нижняя зона (вертикальная стена, нижняя часть).

Стоит кратко описать изображения, расположенные в каждой зоне.

Верхняя зона

Фото: iconostas.ru.

Конечно же, в верхней зоне изображены главные лица православия — Иисус Христос, Богородица и ангелы. Небо может быть включено в сцену, где небо — это небо. В конце концов, это лучший небесный свод. На куполе также изображен Святой Дух в виде голубя, крест Господень и ягненок с монограммой. Позже на куполе стали изображать сабовскую новозаветную троицу — Отечество.

Рядом с аркой нанесены изображения апостолов, предков и пророков. В соборе, который не является широким скуфьей или центральной полосой барабанов, можно увидеть небесные силы, Богородицу и Иоанна Крестителя.

В куполе центрального медальона, просматриваемого с запада на восток, можно увидеть Пантократора Христа. Всевышнего сопровождают серафимы, а также восемь архангелов.

Древние пророки расположены по принципу календаря, т.е. в порядке расположения праздников. В руке пророка находится свиток, на котором читаются названия этих праздников.

Апостолы изображены в иерархическом порядке. Высшие апостолы Петр и Павел, апостолы Андрей, Петр, Иаков и Иоанн — первые. Затем другие ученики Христа. Поэтому верхняя зона является самой важной с точки зрения богослужения и самой сложной для работы церковных художников.

Средняя и нижняя зона

Настенная живопись

Фото: Flickr. com.

Верхние уровни стены используются для иллюстрации земной жизни Иисуса Христа. Классический цикл начинается с православных праздников, связанных с Богиней. Затем следует Оглашение, Рождество и остальные Двенадцать праздников; в дополнение к Двенадцати заговорам можно добавить заговоры, рассказывающие о страстях Христовых — Тайная вечеря, Поцелуй Иуды, Снятие с креста и другие. Часто мы видим эпизоды, связанные с рождением Христа — поклонение волхвов, бегство в Египет. И, конечно же, чудесный сюжет, разыгранный Господом.

Традиционно истории страстей размещаются на северной стене, а другие события — с востока или запада.

Иные изображения на стенах храмов

Частичные картины

Фото: ortox.ru.

В XIV веке, помимо этих мотивов, связанных со Спасителем, на стенах храмов стала появляться и другая иконография, связанная с Богородицей и святыми. Эти мотивы были записаны в отрывках и учреждениях. Кроме того, в сценах, конечно же, встречаются размышления тех, кому посвящен храм. В гипотетической церкви Богородицы часто преобладают мотивы из жизни Пресвятой Девы. В Сергиевском храме — от монахов к и др.

На западной стене храма находится изображение Заговора Страшного суда. Верующий, выходя из храма, должен помнить, что его ждет и суд. Поэтому вы должны вдохнуть жизнь и отдать свою жизнь исполнению Божьих заповедей.

Алтарь

Роспись алтаря

Фото: Elitsy. ru.

Там, где проходит Евхаристия, фрески в основном посвящены сюжетам, связанным с ней. Нижний уровень отдан автору литургического текста — святому Иоанну Златоусту, Василию Великому. Также может быть изображение святого управителя, присутствующего на службе. Над алтарной стеной, на самой Евхаристии, описаны мотивы апостольской евхаристической адорации. Алтарь обычно украшен ликом Богородицы, стоящей или сидящей, а над ней — Иисус Христос.

На боковых стенках можно увидеть прототипы освящения ветхозаветных бескровных жертв хлеба и вина.

Древние храмы с сохранившейся росписью

Интерьер церкви Иоанна Богослова в Ростовском кремле

Фото: Temples.ru.

В России не так много храмов, где сохранились древние настенные росписи; боги 20-го века лишили следующее поколение этого драгоценного дара. Однако есть несколько церквей, где можно увидеть росписи XII века. Одной из жемчужин древней храмовой росписи является церковь Спаса Преображения, построенная в Великом Новгороде в 1198 году. Фрески нанесены на все внутренние поверхности и на свод храма. Они гармонично сочетаются с архитектурой сооружения, превращая его в незаменимый шедевр.

Существует также Преображенский храм в Мирожском монастыре в Пскове, в котором сохранились фрески 1140 года, которые являются еще более древними.

Заключение

Росписи в храмах способствуют не только их украшению, но и более полному восприятию поклонения. Они требуют признания и понимания Святого Евангелия, всей истории Церкви, а также жизни святых. Так человек укрепляет свою веру, приближается к Богу и более точно исполняет Его заповеди.

Оцените статью
Православный календарь
Добавить комментарий

Adblock
detector