Колокольня Ивана Великого.
Московский храм и Дом Каукара под именем Иоанна Меньшего, чаще называемый колоколом Ивана Великого, находится в Московском Кремле. Он служит сердцем храмовой композиции и ведет свою историю с 14-го века.
Адрес. | Соборная площадь, Московский Кремль, Москва, Россия |
Дата постройки. | 1505-1508 |
Высота. | 81 m |
Архитектор | Бонн Фрейжин. |
История
Колокольня Ивана Великого имеет несколько этапов своей истории. Он был построен на месте древней церкви, несколько раз перестраивался и увеличивался в размерах.
14-15 века
Первое упоминание о храме во имя монаха Иоанна Климакаса в московских летописях датируется 1329 годом. Позже сообщалось, что был заложен фундамент и освящена каменная церковь.
‘Летом 6837 года, в возрасте 21 года, святой Майя, а главное, царь Костян и его мать Елена, основали в Москве церковь Каменай во имя святого Ивана Климакаса. Того же лета свят месяц [сентябрь] в память святого отца Симеона стлпника».
Судя по записям в хрониках, храм был построен чуть более чем за три месяца. Это говорит о том, что церковь была небольшой. Предположительно, это была первая церковь в честь Ивана Ламичена в Кремле. Выбор святого объясняется тем, что он был покровителем сына Ивана Калиты, а храм был заложен после бескровного победного похода под Пушков.
После постройки храм около 15 лет не имел внутренней росписи, и только в 1346 году интерьер был украшен фресками. В это же время были отлиты пять колоколов. Об этом упоминается в Никоновской летописи.
‘Мастер Збориско разгласил три больших колокола и два малых’.
Мастер Борис, работавший над колоколами, имел римское прозвище. Возможно, это говорит о том, что у него были итальянские корни. По сей день на колокольне находятся колокола, отлитые в Риме.
Церковь пользовалась таким уважением, что после разрушения Второго Успенского собора в 1475 году в ней был установлен мощевик Святого Иоанна. Об этом говорится в хронике следующим образом.
16 числа того же месяца мощи Петра Чудотворца были перенесены из церкви Пресвятой Богородицы в церковь Святого Ивана под колоколом, а также в другие великие города — Феогнаст, Кипр, Фотий и Иона».
Эта запись в Повести временных лет дает основание полагать, что «церковь под колоколом», называемая церковью Иоанна Лествичника, является самой древней церковью под колоколом в России. Такие архитектурные решения ранее не были характерны для Руси.
Храм, каким он предстал в то время в неизмененном виде, был построен в 1913 году археологом П. П. Покрышкиным. Предположительно, сооружение представляло собой восьмигранник из белого камня, в форме башни, с барабаном и куполом. Однако это недостоверная информация, так как в летописях не сохранилось никаких чертежей или схем церкви.
16-18 века
В 1505 году, по предварительным данным, церковь под колокольней была снесена, но в это же время на этом месте был поставлен собор Архангела Михаила.
‘Позже, уже под колоколом, созданным великим князем Иваном Даниловичем в лето 6836, была снесена другая церковь Иоанна Предтечи и на старом месте поставлена новая церковь Иоанна Предтечи’.
Началось строительство новой церкви Иоанна Рествиничского, расположенной между собором Архангелов и Рождественской церковью, и было завершено в 1508 году, причем все три храма были построены.
В хронологии указаны имена архитекторов, которые проектировали и руководили строительством всех трех кремлевских храмов. Это был итальянский Bon Frazin. Именно он решил улучшить ансамбль всех культовых сооружений в Кремле, сделав их регулярными и центральными.
Старая церковь Иоанна Крестителя стояла между двумя новыми Успенскими соборами и Архангельским собором. Его размеры не соответствовали его величественному виду. Поэтому новое здание было оставлено на прежней оси, но смещено к востоку, чтобы линии Успенского и Архангельского соборов выглядели гармонично. В результате получается трапециевидная область. Ось площади была направлена от главного зала Грановитой палаты к центру новой церкви Иоанна Рествиничского. Кремлевский ансамбль засиял новыми красками.
Сам храм, построенный в традициях эпохи Возрождения и итальянских архитектурных правил, отличался многими новыми решениями. Он остался, как и прежде, у Подколокольного храма. Колонны в форме восьмиугольных цилиндров, более широкие и, во втором ярусе, более узкие, общей высотой около 60 метров — таков был облик нового храма; третий ярус был в форме кирпичного шатра. Снаружи стены были выкрашены «под кирпич» и отделаны деталями из белого камня.
В XVI веке рядом с колокольней Ивана Великого была построена московская Успенская зеница, где начали строить единый ансамбль. Реорганизация внешнего облика храма была завершена в 1600 году, когда были перестроены третий ярус и верхняя часть. Эти работы были проведены при царе Борисе Годунове. Надпись от его имени была помещена на барабан храма. Вот как это описано в Пискаревской летописи.
‘Летом 7108 года царь и великий князь приказал добавить 12 саженей и вершину Лейбати к церкви Ивана Великого, где велел написать царские имена’.
Стоит отметить, что после смерти Бориса Годунова надписи на храме были закрашены, чтобы не напоминать людям о годах его правления.
В то же время в Кремле был построен новый главный собор, Святой Вселенский духовный центр, построенный по планам устройства Вселенского духовного центра Московского Кремля. Предполагалось, что Колокольня будет наилучшим сооружением в РУС для размещения столь впечатляющей миссии.
Конечно, неизвестно, что Архитектор прикрепил к верхнему слою. В качестве варианта называются имена Иван Вилье и Федор Хорс. После перестройки высота сооружения достигла 81 метра. Золотой бант на вершине появился в традиционных русских храмах.
После завершения перестройки колокольни «Иван Великий» стал образцом русской храмовой архитектуры. Многоэтажные восьмиугольные храмы в виде колонн оказали влияние на все последующие постройки. Они могли быть круглыми, восьмиугольными и девятигранными, но при этом, в любом случае, опирались на архитектуру древних подколенных церквей. Этот принцип стал основным в русской церковной архитектуре, когда в храмовом ансамбле доминировала вертикаль.
Спустя два века после строительства колокольни Ивана Великого, Иван Великий не был построен на более высоком здании RUS. Из-за того, что Иван Великий находился в Кремле, даже невозможно было построить церковь или колокольню выше его. Однако это была лишь легенда, не подтвержденная документально.
Однако достоверно известно, что только после первого удара по Ивану Великому в Москве стали звонить в колокола. В праздничные дни люди собирались на площади и ждали звона большого кремлевского колокола. Здание стало символом Москвы.
Она использовалась в качестве сторожевой башни. Видимость в городе и его окрестностях была настолько большой, что подступы противника к Москве были видны на расстоянии 30 километров.
Значение этого колокольного храма для повседневной жизни москвичей породило в народе следующую поговорку.
- Крики на вершине Иванова» — чтецов выбирали из самых буйных людей, так как царский указ читался на площади у «Ивана Великого». Отсюда и намек.
- ‘Из Ивана Великого вырос ребенок’ — так говорили о высоких, сильных людях.
Выше уже отмечалось, что барабаны колокольни Ивана Великого были расписаны надписью, созданной в храме с именем Бориса Годунова. Однако он был вновь открыт в 1707 году по приказу царя Петра I. В это же время была построена церковь Архангела Гавриила, известная как «башня Меншикова». Высота этого храма впервые за 200 лет превысила высоту «Ивана Великого».
Дело не только в том, что улучшились технологии строительства. Дело в том, что наступила новая эпоха перемен и начались реформы царя Петра Алексеевича. Теперь, по замыслу архитекторов, все должно быть лучше, выше и грандиознее, чем раньше. Историю России ожидали радикальные перемены.
Однако колокольня Ивана Великого по-прежнему оставалась украшением Кремля.
19 век
Во время войны с Наполеоном, когда Москва сдалась французам, была предпринята попытка разрушить колокольню. Французские саперы установили мины под колокольней и Успенской звонницей и взорвали их в ночь на 11 октября. Они хотели таким образом уничтожить величие российской столицы. После взрыва колокольня была полностью разрушена, а колокольня Ивана Великого треснула, но уцелела. Помимо символического значения, у французов была коммерческая идея снять золотой крест с Ивана Великого. Легенда гласит, что огромный крест был отлит из чистого золота. Об этом французам рассказал один из баюнов, оказавшийся предателем. Он согласился с французами принять награду и поднялся на колокольню. Однако оказалось, что крест сделан из дерева, украшенного позолоченной медью. Французы сами расстреляли предателя, еще раз доказав непоколебимую истину, что предательство не потерпят.
Интерьеры всех кремлевских церквей были осквернены и разграблены. Колокольни также были повреждены.
После изгнания французов на колокольне был установлен новый крест. Крест был отделан листами позолоченной меди и ярко сиял в Маковке. Верхняя перекладина была украшена надписью «Царь славы».
Ансамбль колокольни был восстановлен. Это было сделано архитекторами Доменико Джиральди и Луиджи Луски. Проект был создан Иваном Этовым. Здание было отделано белым камнем, добавлены декоративные элементы колокольни.
Впервые после войны с Наполеоном колокол «Ивана Великого» зазвонил уже в декабре 1813 года. Это был замечательный праздник для Белой Слюды.
Колокольня Ивана Великого обслуживала три кремлевских собора — Ассупсинский, Архангельский и Благовещенский. Перед началом и во время колокольной службы «Иван Великий» пригласили прихожан помолиться.
Помимо литургических целей, колокольня использовалась и по другому назначению: в середине XIX века на втором уровне были установлены резервуары, наполненные водой, для нагнетания давления в кремлевских фонтанах. В этом помещении частично располагалась ризница патриархов, а ниже, на нижнем уровне, находились Смотрители Кремлевского собора и Шесть палат.
Однако все время своего существования колокольня оставалась открытой для посещений. Однако храм был восстановлен после войны в 1874 году.
20 век
В начале 20-го века, до Октябрьской революции, в Подколокольном храме ежедневно проводились богослужения.
Когда в 1917 году Московский Кремль обстреливал колокольню, снаряды, особенно из восточной и юго-восточной частей, нанесли ей значительные повреждения.
С 1918 года территория Кремля была закрыта для верующих. Службы и колокольный звон в храме прекратились до распада Советского Союза. Музей, как и во всех других храмах, располагался не в колокольне, а был закрыт для посещений.
К тому времени на территории Кремля одновременно проживало около 2 000 человек, включая главу государства. В жилые помещения входило строительство колокольни Ивана Великого.
Во время Великой Отечественной войны 1941 года раздался звонок связиста и штабного, командира одного из кремлевских полков.
Современное состояние
В 1992 году храм был перенесен в Русскую православную церковь, но службы в нем не проводились. Посетители могли попасть на Колокольню только в 2008 году, когда здесь был создан Музей истории архитектуры Кремля; по состоянию на 2017 год Колокольный храм внесен в список.
На Пасху 1992 года вновь зазвонили колокола самой высокой колокольни Кремля. Сначала на втором ярусе обжигали пять колоколов, затем на третьем — 20 колоколов.
До этого, для исторической ценности, ученые исследовали их и пришли к выводу о возможности использования всех колоколов. Однако Успенский колокол звонит редко. Это объясняется тем, что его язык весит около двух тонн, а технические проблемы, связанные с его использованием, уже решены.
Реставрация Ивана Великого как музейного здания состоялась в 1955 году, в конце 1970-х годов.
В период с 2005 по 2007 год колокольня была отреставрирована и открыта обсерватория.
Архитектура
Боновская колокольня
Архитектор Бон Фрейадин, построивший нижний ярус колокольни, создал очень прочное сооружение. Он был построен по оригинальному методу на сваях разной длины, вплотную прилегающих друг к другу. Беспрецедентный запас прочности несущей конструкции позволил древней колокольне выдержать большие потрясения на протяжении веков и остаться невредимой.
Сплошное свайное поле служило основанием стилобата или цоколя, сложенного из белокаменных ступеней. Глубина фундамента составляла всего 4,3 метра. Долгое время считалось, что именно глубокий фундамент придает колокольне прочность. Однако, благодаря сохранению грунтовых вод, сваи могут быть помещены под воду без гниения, сохраняя при этом свою прочность.
Поверх этого фундамента был выложен первый слой кирпичей в виде восьмиугольных столбов. Толщина стен храма достигает 5 метров. Вход на колокольню находится с западной стороны, а крыльцо церкви небольшое, но высокое. Из притвора в храм ведет проход и две лестницы. Северная лестница прямая, а южная — винтовая. В связи с необходимостью оборудовать лестницу, в стенах имеются четыре окна, создающие дверной проем. Таким образом, из восьми сторон нижнего восьмиугольника только четыре были открыты для окон. Из-за толщины стен вместо оконных рам внутри здания были построены пандусы, где оконные проемы были гораздо больше, чем снаружи. Это улучшило освещение внутри храма.
Над первым слоем, на нижнем восьмиугольнике, должны быть размещены тяжелые гигантские колокола. Чтобы они не перегружали свод храма своим весом, архитекторы создали промежуточный этаж. Этот слой отделял область звона от виска. Восьмиугольные помещения соединены в три комнаты, что уменьшает вес свода нартекса и прямой лестницы. Этот этаж имел экономическое назначение.
Второй уровень колонн, называемый средним восьмиугольником, является первым; второй уровень вызывает его здесь. Этот этаж почти всегда является цоколем, на котором установлен колокол. Чтобы облегчить конструкцию, архитектор применил уникальную технику для повышения устойчивости. Он создал пустые пространства внутри ярусов до высоты восьмиугольника. Поднявшись с первого яруса на второй, можно пройти по хлипкой винтовой лестнице. На стене второго уровня арка, где находится колокол, срезана.
В центре площадки второго звона сооружен каменный столб, в середине которого установлена каменная винтовая лестница к третьему звону со свисающим вниз самым маленьким кольцом. Здесь третий слой уже более заметен, чем второй, так как стены самые тонкие — около 80 сантиметров.
В результате этих конструктивных решений по уменьшению толщины стен и размещению полых камер для облегчения, авторы конструкции здания создали высокое, но очень прочное и устойчивое сооружение.
Годуновская надстройка
Надстройка времен Бориса Годунова выполнена из кирпича в форме цилиндра, не перекрытого арками. Снизу он украшен «тромбаном», выполненным путем укладки кирпичей по краям восьмиугольника. Барабан имеет три слоя, видимых только снаружи. Не приветствуются фундаменты и два ряда ложных кокошников. Это было характерно для русских церквей конца XVI века. Над ними находится гладкий слой с восемью щелевидными окнами. На карнизе находится храмовая надпись, приведенная выше. Она выглядит так:.
‘Лунг Святой Троицы, великого государя, царя и ордена великого князя Бориса Федоровича, сына его благоверного великого князя всея Руси, великого князя Борисовича всея Руси’, был предан и раздражен. 108 второе лето государства»».
Надпись сделана из золотистой меди.
Колокольня — Луковка — первая золотая глава, выполненная из каркаса. Это также было одним из новых решений в храмовой архитектуре.
В мире не было ни одного подобного здания. Во многих отношениях колокольня Ивана Великого была инновационным сооружением, построенным в гармонии с особенностями почвы, близостью реки, высотой и окружающими соборами. В тот период ее внешность была необычной и очень смелой.
Колокола
Колокольня Ивана Великого оснащена 22 колоколами. Вес варьируется от 123 кг до 7 тонн. Ни на одной колокольне нет ничего похожего на такой ансамбль. Набор называется «Ивановский колокол». Большинство колоколов имеют свое собственное название. Их можно найти в ярусе. Данные по колоколам следующие.
- Предполагаемый колокол весом 62 тонны 320 кг. Он считается самым высоким по звучанию. Этот колокол переливался из колокола 1760 года в 1817-1819 годах. Причиной переполнения стал ущерб, нанесенный во время войны 1812 года. Поверхность украшена портретами членов фамилии и иконами империи.
- Ревун — 760 кг при весе в 32 тонны. изготовлен в 1622 году. Этот колокол потерял ухо во время взрыва в 1812 году, но его звучание не изменилось после выздоровления. С ним связана трагическая история: в 1855 году, во время торжественного звона в честь коронации Александра II, он сломал перекладину, разбил пятый этаж и задавил несколько человек. Затем он был установлен на место.
- Длинная медвежья кость — весом 13 тонн 71 кг. изготовлена в 17 веке и украшена резьбой с изображением ангелов и орнаментов.
Секрет звучания колокола кроется не только в его массе, но и в составе металла. Сплав руб. интуитивно понятен, его добавляли в сталь и чугун в нужных пропорциях в качестве присадок, серебра и золота.
Нижний ярус
- Медведь — вес 7 тонн 223 килограмма. Самый старый из всех колоколов. Свое название она получила из-за низкого, мощного звука; она была отлита в 1501 году.
- Лебедь — весит 7 тонн 371 килограмм. Считается, что его звук напоминает крик лебедя, отлитый в 17 веке.
- Новгород — весит 6 тонн 880 килограммов. Он обрушился страшным потоком на Ивана и переполнил Анну Ионовну. Во внешней части апостолы Петр и Павел выполнены в дешевом рельефе и имеют слитки с изображением Петропавловской крепости.
- Ростов — 276 килограммов весом 3 тонны. Он предназначался для колокольни монастыря Белый Ран в Ростове. Он был отлит в 1687 году. На поверхности изображены крылатые мифические существа.
На втором слое находятся более легкие колокола, такие как Корсунский, Немчин и Даниловский. Из них кольцевой луч «Ивана Великого» был обнаружен в 1992 году после 90 лет молчания.
На третьем уровне находятся колокола самых маленьких заведений. Три из них начали звонить в 1992 году, и все они использовались к 1995 году.
Как добраться
Адрес: Соборная площадь, Кремль, Москва, Россия.
Ближайшая станция метро.
- АРБАТ;
- Александровский сад ;
- Библиотека Ленина.
- Боровицкая.