Кто такие столпники в православии?
В православии святые назывались столпниками и выбирали свою форму духовного достижения, например, стояние на столпе. В некоторых случаях вместо них использовались камни, башни или другие возвышения.
Появление столпничества
Фото: Tatmitropolia. ru
Изначально столбы, на которых располагались отшельники, представляли собой небольшие башни или колонны. На самом верху находилась небольшая огороженная платформа, на которой размещались стилиты. Как правило, отшельнику приходилось терпеть ненастье, так как над ним не было предусмотрено никакого навеса. Снизу на платформу вела лестница, а прямо под ней стояла специально изготовленная кровать.
Симеон Стилит был первым, кто продвигал эту форму монашеского достижения. Его современник Феодорит Кирский говорил, что подвиг святого Симеона был вселенским чудом и должен быть известен во всей Римской империи.
Симеон родился в Антиохии в середине IV века. Его родители были христианами, и мальчик был крещен в раннем возрасте; в 12 лет Симеон начал работать в монастыре, а еще через шесть лет был замучен.
В монастыре он служил так усердно, что вызвал недовольство братьев, которые стали обвинять его в показухе. По этой причине Симеон покинул монастырь и стал отшельником. Вскоре ему было видение небесного человека в доспехах, стоящего на скале. Затем Симеон стал стоять сначала на камне в течение трех месяцев, а потом на столбе. Он стоял прямо 24 часа в сутки, размышляя и молясь Господу. Святой добровольно отказывался от пищи в течение долгого времени и терпел непогоду. Симеон ел только пшеницу, размоченную в воде, которую приносили паломники.
Высота столба, на котором стоял Симеон, становилась все выше и выше. Если сначала она составляла 2,5 метра, то к концу его жизни достигла 16 метров. Аскетические подвиги стали широко известны, и в Симеон потянулись паломники. Святому удалось обратить в христианскую веру несколько племен арабов, и многие, включая влиятельных императоров, обращались к нему за советом.
Святой провел у столба 37 лет и умер в 459 году. Монастырь, названный в его честь, появился в конце V века на месте его столба.
Подвиг столпничества в Русской Православной Церкви
Фото: pravlife.org.
Первым столпом русской церкви был епископ Тровский Ширил, живший в 12 веке. В своем житии он отмечает, что вскоре после принятия монашеского сана в Борисоглевском монастыре он взошел на столп и провел много времени в молитве.
За время пребывания у столба он создал множество произведений искусства и завоевал прочную репутацию. Позже Кирилл стал епископом Трофским.
Другим известным столпником, жившим на Руси, был преподобный Никита Переславский. Действительно, его столп находился в земле, так как это была круглая пещера. Его столп — это тоже своего рода отказ от жизни.
Монах Саввавишальский XV века, стоя на столпе, удалился в уединенное место на берегу Вишеры под Новгородом; в 1418 году он основал на этом месте монастырь, посвященный Вознесению Господню. Рядом с монастырем Савва установил столп, где с понедельника по субботу проводил еженедельные молитвы и посты. В субботу Савва спустился к «Братьям по общению». На следующий день он провел воскресную молитву.
Среди православных столпов следует упомянуть серафима Саровского монахов к. Каждый вечер он забирался в лесу на большой камень, молился на нем и поднимал руки к небу. Он провел в камере один день, значит, он провел там 1000 дней.
Значение и суть столпничества
Фото: Pravmir. ru.
Духовенство указывает на то, что столпотворение является формой стихийного культа мартов. Столп постоянно давал обеты молчания, противостоял сатанинским козням и стремился к смирению, умерщвляя плоть. В результате, с помощью аскетического самоисцеления, они достигли божественной игры.
Если мы посмотрим на историю, то найдем много примеров, когда институт человека на столбе становился своего рода наказанием. Столп добровольно наказал человека за его грехи.
Для аскетов столп стал своеобразным крестом, на котором они умерщвляли свою плоть и подвергали ее всевозможным страданиям и мучениям. Встав на колонну, аскеты поднимались по лестнице за лестницей, стремясь к духовному совершенству. Они обратились к иллюстрации апостолов, сказав, что на протяжении всей своей жизни люди только тлеют и угасают и неизбежно обновляются, если прилагают определенные духовные усилия.
В результате перед лицом столпов дух восторжествовал над плотью. В их лице очищенная духовная природа достигла небывалого совершенства, небывалой высоты, максимально приближенной к Всевышнему. Корпинер рассматривал их служение как подарок перед Господом и понимал его буквально. Так долго находясь между небом и землей, столп привлекал к людям Божью благодать, восхваляя молитвами Всевышнего, вознесшегося к нему перед лицом человечества.
Более того, столп был противоположностью языческому культу гор. Каждая высота признавалась культовым и священным местом для поклонения. Считалось, что, совершая служение на высоте, человек становится ближе к Богу и передает Его слово быстрее и точнее. Среди столпников христианские аскеты выступали против таких языческих культов и стремились свергнуть идолопоклонство, внедряя вместо него истинную христианскую веру в единого Бога.
Внешнее сходство между языческой и христианской астмой указывает на то, что столп, скорее всего, развился из языческих традиций. Однако здесь нужно говорить не об эволюции христианства из язычества, а о стремлении заменить его. То же самое происходит, когда христианский храм строится на месте языческого культового сооружения.