Что подразумевается под фразой «человек субботы, а не субботний человек»?
Читая Святое Евангелие, многие православные не сразу понимают и правильно истолковывают описанные в нем события. На первый взгляд, здесь есть эпизод, когда Господь «гнул жезл» в общении со старейшинами и фарисеями. Конечно, такие идеи посещают людей от того, что они еще не получили православного образования, не знают Его основ и не понимают подоплеки происходящего с Иисусом Христом.
Евангелие находится там, чтобы они постоянно читали его, углублялись в толкование, достигали просвещения, понимания мудрости и глубины Божьей.
Евангелие от Марка, глава 10
Фото: Flickr. com.
В этой главе описывается спор Господа с фарисеями о субботе. Дело в том, что, согласно Ветхому Завету, было установлено строгое правило. Она заключалась в том, что шесть дней в неделю человек должен добывать хлеб насущный и приносить его Богу в тот или иной день. И евреи очень тщательно придерживались этого правила.39 Были установлены даже различные виды работ. Это запрещено совершать по субботам. В этот перечень входят, в частности, сбор муки, молотьба, уборка урожая, уход и производство. Это считалось смертным грехом.
Затем, в субботу, Иисус Христос и Его ученики проходили мимо поля, засеянного пшеницей, которую они хотели съесть. Затем они стали отрывать уши, очищали их от мехины и ели. На самом деле они собирали урожай, сдували его и готовили пищу для себя.
Увидев это, фарисеи сразу же осудили Иисуса и Его последователей за этот грех и объявили Его преступником закона. Однако Господь нисколько не стыдился, так как Он был по сути неспособен на грех и не грешил с самого рождения.
Он объяснил книжнику, что они мало знают о Библии. В конце концов, когда он был спасен от смертельной опасности, там описывается похожий случай с Давидом, когда он ел хлеб, который могли есть только священники. Это означает, что прецедент уже был, и поэтому закон допускает исключение для избранных. И кто же был избран, если не Он, Иисус Христос? Более того, он имеет законное право предоставлять такие привилегии и тем, кто следует за ним.
Суббота для человека
Фото: Flickr. com.
Подводя итог спору о съеденном в субботу ухе, Спаситель вспоминает фразу из Ветхого Завета. Это потому, что фарисеи хотели забыть «для субботы, а не для субботников».
Таким образом, он показал, что Господь создал человека еще до того, как появились нормы и правила, диктующие ему, как нужно жить. Другими словами, сначала человек, потом правила. Эти правила были созданы, чтобы рационализировать социальные отношения и сделать их более полными. Но книжники и фарисеи использовали их как рычаги влияния на людей, преувеличивая значение одних и тщательно скрывая другие. Правда, в те времена люди были неграмотными, но все знания и правила черпались только из уст книжников. Однако Господь постоянно осуждал их и обвинял в лицемерии и обмане.
Главное – не свод правил, а любовь
Фото: Flickr. com.
Иисус не оставил эту тему в субботу, но завершил Свое осуждение фарисеев. Он исцелил человека с сухой рукой, спросив перед этим фарисеев — можно ли делать добро в субботу? Они молчали. Затем он совершил доброе дело и своей божественной силой вернул подвижность в руки больного.
Одним словом, Господь напомнил нам о том, что является самым важным и первостепенным в нашей христианской вере — о ее первостепенном милосердии, любви, прощении и служении людям. И только если этих качеств в избытке, то все установленные требования и правила должны неукоснительно соблюдаться. Но если любовь и служение не хороши, то все внешние признаки религии теряют свой смысл и даже становятся лицемерными. Во всех действиях верующего важна только любовь, а не буква закона или исполнение норм.
Заключение
Фото: Azbyka. ru.
Субботние слова Господа — нельзя вырывать из контекста и давать волю страстям дня. На самом деле, мы должны посвятить себя Богу. Это совсем не значит, что в воскресенье (в Евангелиях оно называется субботой). Нет, это день, который мы должны отдать Богу, но дела милосердия, любви и служения людям могут отвлечь нас от этого. Только так можно понять слова Спасителя, только так его заповеди могут отозваться в нас и стать откровением о любви к Богу и ближнему — это идеал нашей веры и православия.
Поскольку Господь Сам отдал Себя на погибель ради нас, мы должны хотя бы самую малую часть своей души и своих грехов, нести добро в мир и помогать бедным.