Является ли милосердие грехом? Мудрые слова Серафима, монаха Саровского.
Преподобный Серафим Саровский занимает особое место среди святых отцов России. Он считается самым отзывчивым и приносит истинную радость творцам чудес.
Радостный наставник
Фото: Flickr. com.
Его жизнь богата самыми невероятными чудесами, описана современниками в мельчайших подробностях и является не мифом, а искажением из уст в уста. Нет, его речи были записаны и опубликованы при его жизни! И в этих историях признавалась невероятная атмосфера радости, царившая вокруг святого. Люди выходили от него плачущими и кающимися, глубоко скорбящими о своих грехах или ликующими и радостными, готовыми жить по-новому.
Старца Серафима недаром называют радостным наставником и светильником мирового уровня. Он озарял своими подвигами всех, кого касалась его святость. Более того, он считал, что уныние и худоба на лице ортодоксов не являются признаками праведности!
Нет греха хуже, нет ничего хуже и вреднее, чем дух уныния. Ведь наслаждение — не грех, оно прогоняет усталость, но есть задержка от усталости, и, что еще хуже, оно само по себе не приносит всего… Любящий, дружеский, веселый язык, настолько веселый, что он всегда есть у каждого, не скучный — совсем — не грешный…».
Но не стоит принимать такие слова, как веселье, свободный смех и оправдание беспечности! Мы изучаем жизнь святого Серафима, видим, через какие страшные, нечеловеческие и жестокие испытания он прошел. Какой тяжелый добровольный подвиг за Христа Он положил за Себя! Пережив нападения, грабежи, голод, холод, в рине и клевете. Но после того, как Господь принял его подвиг, старец Серафим преисполнился такой радости, что во время молитвы его лицо озарялось жутким светом, а тело поднималось над землей.
Можно сказать, что его радость была сверхъестественной. Вот почему через призму своей святости он сожалел обо всех тех, кто приходил к нему и пытался подбодрить и ободрить его, пытался обратить его на путь покаяния. Ведь святой знал, что в конце этого пути его ждет настоящее наслаждение и счастье.
Современное веселье
Фото: Flickr. com.
Однако совершенно невозможно оправдать удовольствие, основанное на шутках «ниже пояса». Особенно страшно, когда за шутками скрываются оправдания греха, заблуждений и всевозможных извращений. И ужасно, когда СМИ тиражируют и развращают такие «шутки» в новое поколение привычных сатанинских забав и разврата. Люди не хотят включать воображение, им не нужны возможности для развития, им не нужен тонкий и умный юмор. Они жуют, едят и иногда даже переваривают предлагаемые им продукты. Сложно? Да, но это наша реальность.
Юмор и веселье не должны пропагандировать грех — это главный критерий оценки такого рода развлечений.
Господь и святые о веселии
Фото: Elitsy. ru.
Если в Библии Господь говорит, что смеющиеся сегодня могут плакать завтра, то эти слова должны успокаивать и не ввергать нас в уныние.
‘Смейтесь теперь, горе вам, а вы будете изливать в удвоенном количестве’ (Лк. 6, 25).
Он обращается к тем, кто на самом деле не хочет видеть жизнь, кто не ищет пути спасения, но предается непрестанным наслаждениям. Каждый из нас понимает, что в семьях, где есть слепые члены семьи, шутки о слепых не «травятся». А если супруг пережил измену, они могли помириться и снова жить вместе. Шутки о неверном муже могут вызвать пугающую и непредсказуемую реакцию. Важно думать, прежде чем смеяться.
Это говорит о том, что людям нужно проявлять больше чуткости и душевной близости, как заповедал нам Господь в своих заповедях. Скольких людей за годы своей земной жизни Господь исцелил и скольких воскресил? Трудно даже представить себе радость и удовольствие семей, которым Он вернул здоровых детей, братьев и сестер! Но в то же время нигде в Евангелии не сказано, что Иисус Христос и Его Святейшая Мать смеялись или веселились.
Конечно, Спаситель прямо не запрещал людям веселиться по просьбе Божьей Матери, но Он совершил первое чудо и превратил воду в вино на свадьбе. Иисус Христос на претензии фарисеев ответил, что его ученики должны пить и есть, а не поститься, ведь есть время поститься, а есть время есть и пить.
Поэтому православным христианам, вставшим на путь спасения, необходимо понять, что удовольствия обычных людей не грешат во времени и месте. Конечно, не стоит говорить о развлечениях или отдыхе во время поста. И в конце поста говорится, что радоваться не запрещено. Главное, чтобы веселье и шутки не переходили в разборки, не вовлекали людей в греховные страсти и не лили воду на дьявольскую фабрику. Это и есть главный критерий, приведенный выше в словах святого праведного Серафима Саровского — радость не греховна, если она из любви к людям!