Успенский пост

12 августа 2012 года

С 14 по 27 августа по новому стилю для нас с вами, как сообщества православных христиан, образующих  собой Православную Церковь земную, начинается особый  период – Успенский пост. Этот пост, включающий в себя несколько праздников, два из которых двунадесятые, словно аккордом небесных звуков замыкает уходящее лето.

Вообще обычай поститься был установлен  с древних времён.  Ещё Адам и Ева получили в раю от Бога заповедь, которая запрещала им вкушать плоды с древа познания добра и зла:  «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2,16-17).Фрукты. Успенский пост

Также известно, что постились многие ветхозаветные праведники: пророк Моисей, царь и пророк Давид, пророк Даниил, пророчица Анна и другие. Пост был особым временем покаяния, плача о грехах и в Богоизбранном народе;  известен ещё пост жителей Ниневии, которые постились, чтобы  спастись от истребления, по причине множества своих беззаконий.

Во время уже Нового Завета Иоанн Креститель проводил свою жизнь а строгом посте и воздержании; сорокадневный пост предварил  служение Самого Господа  Иисуса Христа.

Также и Матерь Божия, являя миру высоту и чистоту своей жизни превыше ангельского образа — «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим», проводила в  молитве, труде и воздержании дни своей жизни.  Постилась Она и перед Своим Успением, о приближении которого была извещена Архангелом Гавриилом, вручившего Ей сияющую райскую ветвь. Само отшествие от земной жизни Божией Матери названо Успением, потому что было подобно сну, в котором Пречистая Дева предала душу в руки Своего Божественного Сына.

Поэтому для каждого из нас время Успенского поста является подготовкой, воспоминанием и причастностью к  событию Успения Божией Матери.

Также к периоду данного поста относятся ещё несколько праздников, наполняющих это время особенным смыслом и влекущих нас на высоту своего  духовного содержания:

— 14 (1 по старому стилю) августа, в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день в Константинополе  по причине частых болезней и эпидемий, случающихся в это время, был  установлен обычай выносить из домовой церкви византийских императоров часть Животворящего Древа Креста Господня и помещать в храме святой Софии. Затем святыню носили крестным ходом по улицам города и совершали молитвы «для  освящения мест и отвращения болезней».

Для нашей Русской Православной Церкви этот день важен ещё и тем, что 1 августа по старому стилю состоялось Крещение Руси в 988 году. В хронографах  XVI века мы читаем: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».  В наших храмах в этот праздник совершается вынос Креста,  чин освящения воды и освящение мёда. В народе этот день назван  Первым, Медовым Спасом.

Этот день ещё знаменит двумя победами, которые были получены с помощью Божией в Византии при императоре Мануиле в битве с  сарацинами и на Русской земле при князе Андрее Боголюбском в походе  1164 года против поволжских болгар, угнетавших жителей Суздальской и Ростовской земли.  Обе армии имели в своём «арсенале» иконы Спасителя, Божией Матери и Честного Креста Господня, от которых исходили яркие, видимые всем лучи, устрашившие противника.  В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Преображение Господне
— 19 (6) августа празднуется Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это событие произошло на горе Фавор, куда Христос взошел помолиться, взяв с собой учеников Петра, Иакова и Иоанна. И  вдруг лицо Его воссияло как солнце и одежды стали сверкающими и белыми как снег, справа и слева от Христа находились пророки Моисей и Илия. Затем ученики услышали звучащие с неба слова: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте». (Лук.9,35) Преображение Господне свидетельствовало ученикам, что их Учитель не просто праведный человек, пророк, исцеляющий больных и изгоняющий бесов, но что Он Сын Божий.

По традиции, идущей из Ветхого Завета, в этот день мы освящаем плоды нового урожая. В народе этот праздник называется Вторым или Яблочным Спасом.

Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа— 29 (16) августа празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа  в 944 году. Это история появления первого изображения Христа ещё при Его жизни. Предание говорит о том, что в Сирийском городе Едессе был правитель Авгарь, который заболел проказой. Услышав о Христе, который проповедует и совершает чудеса в Палестине,  правитель послал туда художника. Авгарь уверовал, что увидев нарисованный лик   Спасителя, сможет  исцелиться от болезни. Когда художник прибыл  в Иерусалим и увидел Иисуса, в окружении народа, то все попытки нарисовать портрет оказывались напрасными. Тогда Христос подошел к нему, умыл Своё лицо и отер его холстом (убрусом).  На холсте запечатлелся нерукотворный образ, который  Спаситель подал художнику. С благоговением глядя на святое изображение, правитель Авгарь быстро исцелился от проказы, а вскоре и был крещён апостолом от семидесяти Фаддеем. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный  перенёс  Образ в Константинополь – столицу Православия, выкупив его у эмира, управлявшего городом. Образ Спасителя был  перенесён духовенством и поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. Множество людей стекалось поклониться этой святыне, а художники и иконописцы свидетельствовали невозможность достижения эффекта, явившегося в Нерукотворном Образе никакими земными красками. К сожалению после нашествия крестоносцев следы Образа теряются. Существует несколько преданий о его судьбе, но точное место неизвестно до сих пор. Празднование перенесения Нерукотворного Образа, которое совершается в попразднство Успения, в народе называют Третьим, Хлебным Спасом, или Спасом на холсте.Успенский пост

 

Говоря о  значении Успенского поста святой  Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (старый стиль).

Этот пост считается строгим, поэтому  из пищевого рациона взрослых,  относительно здоровых людей исключаются скоромные продукты и рыба (по уставу рыба разрешается на Преображение Господне). До праздника Преображения Господня не принято вкушать фрукты нового урожая (яблоки, виноград, груши), которые можно кушать после освящения.

Соблюдая церковные установления относительно телесного поста, необходимо помнить и о духовном посте, то есть внимании к душе, анализе своих поступков, мотивов и желаний, ограничении различных зрелищ и  развлечений, участии в таинствах Покаяния и Причащения. Святитель  Василий Великий говорил: «Настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла».

Нам, современным людям, живущим во всё ускоряющемся ритме событий, время поста особенно важно. Оно позволяет сделать небольшую передышку, отодвинуть всё суетное и временное на второй план и задуматься о направлении своего пути: — А тем ли путём я иду? Не окажусь ли в результате в тупике, или ещё хуже — на краю пропасти? Ведь именно к нам обращены слова Господа:  «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкаюший лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5,8)
Видя перед собой столь непростую перспективу жизненного пути, мы обращаемся к Той, Которая, будучи одной из нас и перенеся в своей жизни тяжкие испытания, сказала: «Радуйтесь! Я всегда с вами!»…

Успенский пост соединяет в себе светлую печаль о исходе Божией Матери от нашего земного мира,  и надежду на «Неусыпающую в молитвах Богородицу» о каждом из нас, которые усыновлены Ей вместе с апостолом Иоанном Богословом.

No comments yet.

Напишите комментарий: